Часть II

Часть II

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Исторический анализ становления и развития дизайн-образования 20

1.1. Понятийный аппарат дизайн-образования 20

1.2 Особенности становления Российской школы дизайна 40

1.3. Дизайн - необходимая составная часть образования 53

1.4. Особенности дизайн-образования за рубежом 65

Выводы к первой главе 84

ГЛАВА 2. Коцепцептуальные основы непрерывного дизайн-образования 87

2.1. Предпосылки становления и развития дизайн-образования. Обоснование подготовки педагогов в области дизайна 87

2.2. Теоретико-методологические основы концептуальной модели дизайн-образования 104

2.3. Построение дидактической модели дизайн-образования 121

2.4. Перспективы развития дизайн-образования 137

Выводы к второй главе 146

ГЛАВА 3. Структура, содержание и методы реализации подготовки педагогов в области дизайна для системы 149

3.1 Организационная структура подготовки профессионального педагога в области дизайна (дизайнера-педагога) в рамках специальности 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн) 149

3.2. Особенности формирования образовательной программы: содержание общепрофессиональных и отраслевых дисциплин 166

3.2.1. Формы и методы контроля 198

3.2.2. Критерии определения направления специализаций (подпрофилей) 208

3.2.3. Выбор метода учебного дизайн-проектирования 211

3.3. Реализация дизайн-образовательной практики на основе компетентностного подхода (новое поколение ФГОС) 216

3.4. Подготовка профессионального педагога (дизайнера-педагога) в рамках специальности ВПО «Дизайн» 240

3.5. Подготовка профессионального педагога (дизайнера-педагога) в рамках направления подготовки «Искусство костюма и текстиля» 252

Выводы по третьей главе 259

ГЛАВА 4. Структура, содержание и методы реализации подготовки дизайнера-педагога для общеобразовательной школы и дошкольных образовательных учреждений 262

4.1. Подготовка дизайнера-педагога для средней (полной) общеобразовательной школы 262

4.2. Подготовка дизайнера-педагога для основной общеобразовательной школы ... 286

4.3. Подготовка дизайнера-педагога для начальной общеобразовательной школы и дошкольных учреждений 302

Выводы по четвертой главе 331

Заключение 335

Литература 339

Приложения 381

Введение к работе

Современное состояние общественных отношений, экономики России, уровня развития производства и технологий привело к необходимости переосмысления основных целей и задач отечественной педагогики, основных требований к научной и практической подготовке подрастающего поколения. Жизнь требует от человека применения самого широкого спектра способностей, развития неповторимых индивидуальных и интеллектуальных качеств, из этого следует, что образование должно ориентироваться не только на развитие производственных и социальных технологий ближайшего будущего, но и на потребности и возможности человека. В таких условиях основной задачей системы образования становится не столько подготовка специалиста, сколько становление личности осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению, саморегуляции, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования.

Отсюда следует, что новое образование должно сформировать пространство свободной творческой коммуникации, объемлющей все сферы деятельности, при этом, сама коммуникация в процессе творческого преобразования человеком мира неизбежно обретает проектный характер. Тогда суть методологического принципа перестройки образования состоит в том, чтобы спроецировать на образование образ современной проектной культуры и рассматривать ее как целостную моделирующую систему, а поиск методов, позволяющих готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением с необходимостью приведет к дизайну. Проектность есть архетипическая черта человеческого сознания и бытия, она пронизывает все без исключения сферы его деятельности. Поэтому проектность определяется как особый тип и особая культура мышления, которая должна воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве (В.Ф.Сидоренко).

Потребность в развитии проектной культуры привела к необходимости создания нового типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Дизайн –образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Появление дизайн-образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования.

Сегодня, по сути, речь о дизайн- образовании нужно вести как о методологии социально-культурного проектирования. Это означает, что дизайн приникает и в сферу образования, как принцип её организации, как принцип формирования нового мировоззрения, что, в свою очередь, требует поиска новых теоретических идей, методологических подходов к процессу построения нового образовательного пространства.

В этой связи возникает необходимость разработки научно-методических материалов, принципов и методов реализации образовательного процесса дизайн – образовательной практики.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью построения системы непрерывного дизайн-образования, которая создаст объективные условия для воспитания проектно-мыслящего человека, способного к системным преобразующим процессам во благо человека в соответствии с вектором его духовного и нравственного совершенствования.

Структура непрерывного дизайн-образования включает в себя подготовку педагогов в области дизайна для всей образовательной вертикали от дошкольного до послевузовского и дополнительного образования. Эффективное функционирование системы дизайн-образования, как и всякой образовательной системы, в большей степени зависит от уровня и качества подготовки педагога, в данном случае, дизайнера-педагога. Между тем следует констатировать, что в нашей стране пока еще нет отработанной системы подготовки педагогов в области дизайна для образовательной вертикали от дошкольного до послевузовского образования. Анализ выявленных тенденций развития дизайн-образования в России привёл к необходимости осмысления и разрешения следующих противоречий между:

- потребностью государства в специалистах с высоким уровнем проектной культуры и неразвитостью системы формирования проектной культуры, т.е. системы дизайн-образования, на всех ступенях образовательной вертикали (от уровня дошкольного до уровня высшего профессионального образования);

- потребностью развивающейся системы дизайн-образования, в профессионально подготовленных педагогах-дизайнерах и недостаточной разработанностью структуры, содержания и организационно-педагогического обеспечения профессиональной подготовки таких педагогов;

- необходимостью совершенствования структуры, содержания и организационно-педагогического обеспечения профессиональной подготовки педагогов для системы дизайн-образования и недостаточным теоретическим осмыслением методологии этого совершенствования.

Проблема исследования: заключается в необходимости разработки структуры, содержания и методов реализации профессиональной подготовки педагогов для системы дизайн-образования России, способной обеспечить развитие этой системы в структурно-функциональном, содержательном, организационно-педагогическом и методическом аспектах.

В рамках исследования разработан понятийный аппарат дизайн-образования, ядро которого составляют следующие понятия:

Дизайн-это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), эргономичности (психофизических удобств), четкой социальной ориентации.

Проектная культура – это совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, соответствующих новым ценностным ориентирам культуры, воплощенный в искусстве проектирования, формообразования и исполнения.

Дизайн-образование – это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно – мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал – образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.

Дизайн-образование есть системная форма организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, обществе и государстве.

Проектируя новое образование, важно не упустить из виду проектность как содержание образования, как особый универсальный тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования

Педагог профессионального обучения в области дизайна – это специалист, осуществляющий организацию дизайн-образования в новых социально-культурных условиях функционирования общества посредством формирования проектной культуры в процессе обучения и воспитания в начальных, средних, высших профессиональных образовательных учреждений и в сфере дополнительного образования.

Дизайнер – педагог –это педагог, осуществляющий организацию дизайн-образования посредством формирования проектной культуры в процессе обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательной школе и дополнительного образования для детей и подростков.

Главная ценностная ориентация дизайн – образования -воспитание проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования различных предметных форм и сред.

Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность сформулированной проблемы определили тему нашего исследования:

«Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации »

Цель исследования: на основе анализа обновляющихся социально-культурных требований к современному специалисту разработать концептуальную основу подготовки профессионального педагога в области дизайна, структуру, содержание и методы реализации подготовки, определить пути развития современной практики дизайн-образования

Объект исследования – процесс становления и развития системы непрерывного дизайн-образования в России.

Предмет исследования – структура, содержание, методы реализации и развития подготовки педагога в области дизайна.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная подготовка педагога в области дизайна будет эффективной, если:

1. Социально-культурные изменения, происходящие в России, актуализируют развитие проектной культуры, в пространстве которой происходит обогащение внутреннего мира человека, повышение уровня его духовности и нравственности, что приводит к необходимости создания новой образовательной, педагогической системы – «дизайн-образования». При этом основная задача дизайн-образования – воспитание проектно мыслящего человека, способного к системным инновационным преобразующим процессам во благо человека в соответствии с вектором его духовного и нравственного совершенствования.

2. Основой развития системы дизайн-образования, которая способна обеспечить педагогическими кадрами системы начального, среднего, высшего профессионального образования и сферы дополнительного образования является становление и развитие нового направления образовательной деятельности в профессионально-педагогическом образовании – Профессиональное обучение (Дизайн).

3. Подготовка профессионального педагога в области дизайна есть совокупность организационно-педагогических и профессионально-образовательных действий на основе междисциплинарных методологических принципов, условий и связей, адаптированных к новым ценностным ориентирам развития общества.

4. Структура, содержание и методы реализации подготовки педагогов в области дизайна для сферы начального, среднего профессионального образования, общеобразовательной школы и дошкольных образовательных учреждений станет отражением интеграции и междисциплинарного взаимодействия дизайнерской, профессионально-педагогической и педагогической подготовки, построенной на принципах непрерывности и многоуровневости, компетентностном подходе к проектированию профессиональных образовательных программ.

5. За основу организации подготовки профессионального педагога в области дизайна принять трех либо двухуровневую форму организации обучения, что позволит обеспечить многоуровневость, непрерывность и качество подготовки профессионального педагога в области дизайна.

6. Качество подготовки профессионально-педагогических кадров в области дизайна может быть обеспечено на основе теоретического осмысления и практического совершенствования подготовки, ее методического обеспечения, эффективных методов и средств их реализации.

7. Реализация дизайн-образовательной практики осуществляется как в профессионально-педагогических, педагогических, специализированных вузах, так и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, реализующих педагогические, дизайнерские специальности, а также специальности из укрупненной группы «Культура и искусство».

8. Концепция непрерывного дизайн-образования представляет собой систему, в которой представлены методология проектирования, реализация профессиональной подготовки педагогов, перспективы развития системы дизайн-образования,

Задачи исследования:

1. На основе историко-теоретического анализа исследовать процессы становления и развития дизайн-образования в России и за рубежом , определить его роль в формировании проектной культуры подрастающего поколения, создании окружающей человека среды.

2. Обосновать факт развития системы дизайн-образования становлением и развитием нового направления образовательной деятельности в профессионально-педагогическом образовании – Профессиональное обучение (Дизайн), которая способна обеспечить педагогическими кадрами систему начального, среднего, высшего профессионального образования и сферу дополнительного образования.

3. Разработать и обосновать сущность понятийного аппарата дизайн-образовательной практики.

4. Разработать концептуальную модель многоуровневого, непрерывного дизайн-образования как системообразующего фактора в сфере построения нового направления в системе профессионального образования. Обосновать перспективные направления развития дизайн-образования.

5.На основе методологических подходов создать дидактическую модель непрерывной, многоуровневой организации подготовки педагогов для дизайн-образовательной практики.

6.Разработать структуру, содержание и методы реализации подготовки педагогов для системы дизайн-образования, способных обеспечить развитие этой системы в сфере начального и среднего профессионального образования, в общеобразовательной школе и дошкольных образовательных учреждениях.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования стали основные положения фундаментальных работ в области философии, посвященные проблемам развития цивилизации Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, Т.Мальтуса. Н.Н.Моисеева, в области философии образования и педагогических исследований труды Б.С.Гершунского, В.В. Краевского, П.Ф.Кубрушко, В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, И.П. Смирнова; в области методологии и теории построения содержания образования труды Г.Д.Бухаровой, В.И.Журавлева, В.М.Жураковского, В.В. Краевского, И.П.Смирнова, А.И.Субетто, С.М. Маркова, Е.В.Ткаченко; в области исследований, посвященных вопросам формирования образовательной среды, ее роли для развития и самореализации личности, реализации личностно-ориентированного обучения, труды Н.М.Борытко, А.А.Бодалева А.Г.Калашникова, В.А.Козырева, С.С.Моложавого, Ю.С.Мануйлова, Л.И.Новикова, А.В.Петровского, А.В.Роговой, В.Д. Семенова, Д.И.Фельдштейна, Д.Б. Эльконина;

в области концептуальных разработок по непрерывному и опережающему профессиональному образованию труды А.М.Новикова, П.Н.Новикова, Е.В.Ткаченко; в области исследований по педагогической интеграции труды В.С.Безрукова, В.П.Климова, Ю.Н. Семина, В.Э.Штейнберга. Е.В.Ткаченко; в области педагогического моделирования и проектирования труды В.Э.Штейберга, С.А.Новоселова, А.Н.Дахина, В.М.Монахова; в области компетентностного подхода труды В.И. Байденко, А.А.Вербицкого, И.А.Зимней,А.К. Марковой, О.В.Никифорова, Ю.Г.Татура,В.Д. Шадрикова;

в области дизайн-образования А.Аврамова, А.А. Беловой, Н.В.Воронова, Ю.Б.Вроблявичуса, А.Л. Дижура, С.А. Гарибян, И.Я.Герасименко, О.И.Генисаретского, В.П.Зинченко, Т.В.Костенко, Е.Н.Лазарева, Л.В.Левицкого; Г.Б. Миневрина, Л.Б.Переверзева, В.И.Пузанова, В.М.Розина, В.Ф.Сидоренко, О.М.Солдатова, В.Саакова , Х.Г.Тхагапсоева, С.О.Хан-Магомедова, Л.А.Шапошникова.

База исследования: ГОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет, ГНУ «Уральское отделение Российской академии образования», Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Северо-Западный профессионально-педагогический институт Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Челябинский государственный педагогический университет, Краснодарский государственный технический университет, Башкирский государственный педагогический университет, Московский государственный институт леса, Нижегородский архитектурно-строительный университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г.Екатеринбург), и др.

Методы исследования: В диссертации использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы: анализ и синтез информации по проблемам дизайн-образования, метод структурно-функционального моделирования, необходимый для построения концептуальной модели системы дизайн-образования, обобщения и сравнения, систематизации.

Эмпирические методы: анализ социологических исследований, анализ и обобщение опыта профессиональной подготовки дизайнеров и организации дизайн-образования, анализ государственных образовательных стандартов по педагогическим, дизайнерским специальностям высшего и среднего профессионального образования, соответствующих профессиональных образовательных программ, педагогическое проектирование, анализ результатов опытно-поисковой работы, психолого-педагогическое наблюдение, экспериментальные методы, опросно-диагностический метод (анкетирование, тестирование), используемый для диагностики уровня психолого-педагогической и профессиональной дизайнерской компетентности, методы качественного анализа результатов.

Основные этапы исследования охватывают период с 1996-2010 г.г.

Первый этап (1996-1998) включал в себя изучение теории и практики состояния проблемы в России и за рубежом, анализ условий функционирования существующей системы в области подготовки педагогов для дизайн-образовательной практики, определение сущности понятия дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов, разработку требований к деятельности дизайнера – педагога.

Второй этап (1999-2002) определилась необходимость методического и дидактического обоснования структуры и содержания подготовки специалистов, разработка модели специалиста, разработка структуры и содержания образовательной программы в области общепрофессиональных , отраслевых дисциплин в рамках нового поколения ГОС по специальности 030500.04 -Профессиональное обучение (дизайн)

Третий этап (2003- 2005) выявлена необходимость разработки направлений специализации и их предметное наполнение, что создало возможность проектирования дизайн-образовательного пространства, способствующего формированию культуротворческой среды жизнедеятельности человека.

Четвертый этап (2006-2010) разработана концепция непрерывного дизайн-образования, осуществлялось научно-методическое обеспечение подготовки профессионального педагога в области дизайна по различным областям дизайн-деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.Впервые теоретически обоснована идея дизайн-образования, как особого вида проектной культуры, разработана и реализована структура и содержание подготовки профессионального педагога в области дизайна для учреждений среднего, начального профессионального образования, общеобразовательных учреждений. Определена сущность дизайн- образования – как системной формы организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, обществе, государстве, понимая, при этом, что основой нового образования является – проектность, как особый универсальный тип и культура мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования.

2. В процессе исследования решена задача построения содержания и структуры многопрофильного и многоуровневого дизайн-образования. Обоснованы принципиально новые подходы, ориентированные на развитие интегративного проектного мышления.

3.Впервые разработана дидактическая модель дизайн-образования, которая включает организационно-методическое обеспечение и профессионально-личностную модель профессионального педагога в области дизайна в соответствии со спецификой направления дизайн - деятельности.

4.Обоснована культуротворческая функция дизайн-образования, что расширяет предметную область деятельности, позволяет осуществлять организацию и управление образовательным процессом дошкольного и школьного образования.

5. Впервые разработана концепция непрерывного дизайн-образования, включающая вопросы теории и практики дизайн-образования, особенности его реализации и траектории развития.

Теоретическая значимость исследования

1. Разработаны принципы построения дизайн-образования, отражающие специфику подготовки педагога в области дизайна в соответствии с направлением дизайн-деятельности, уровнем образования.

2. Разработаны теоретические основы реализации дизайн-образовательной практики в общеобразовательной школе и дошкольных образовательных учреждениях.

3. Разработана методология проектирования дизайн-образования на основе синтеза педагогического знания и проектной культуры, целью которой является воспитание специалиста с системным проектно-образным мышлением.

4. Впервые разработана концепция непрерывного многоуровневого дизайн-образования.

Практическая значимость исследования:

Научно-исследовательская работа выполнена в соответствии с планами Уральского отделения Российской академии образования, учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию Минобразования РФ (УМО по ППО).

1. Результаты исследования используются при разработке теории и практики подготовки профессиональных педагогов в области дизайна в 43 вузах, реализующих специальность «Профессиональное обучение » (дизайн) и 3 средних профессиональных образовательных учреждениях педагогического и дизайнерского профиля России.

2. Результаты исследования использованы при разработке ГОС второго поколения по специальности «Профессиональное обучение » (Дизайн).

3. Разработан учебно-методический комплекс, включающий примерные и рабочие учебные планы, примерные и рабочие программы, методические пособия и рекомендации, учебные и учебно-методические пособия, допущенные УМО по ППО в качестве учебных пособий для преподавателей, студентов, аспирантов и других профессионально-педагогических работников.

4. Разработан проект стандарта рабочей профессии «Дизайнер-исполнитель»

5. Обоснована и разработана структура, содержание и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки кадров для дизайн-образования, способствующее формированию психолого-педагогической компетентности для специальностей «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство» и дизайн-подготовки для специальности «Изобразительное искусство» по программам высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО).

6. Результаты аналитической и практической работы могут быть использованы при разработке и реализации нового поколения государственных образовательных стандартов ВПО по направлению «Профессиональное обучение» (Дизайн), «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», по специальностям СПО – «Дизайн», «Дошкольное обучение», «Преподавание в начальных классах», «Профессиональное обучение» с целью подготовки специалистов для различных уровней дизайн-образования.

Достоверность основных положений, выводов и полученных результатов обеспечены использованием научных методов, адекватных цели и задачам исследования, с опорой на методологические принципы, с помощью которых достигается преемственность разрабатываемых теоретических положений с уже существующими педагогическими теориями, с новыми практическими и теоретическими разработками в области дизайн-деятельности, сочетанием количественных и качественных методов анализа, длительностью опытно – поисковых исследований (более 10 лет), результаты которых подтверждены в процессе подготовки специалистов в профессионально-педагогической области.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях: 3 монографии, 7 учебных и научно-методических пособиях, 12 публикациях в журналах, включенных в реестр ВАКа для публикации результатов докторских исследований, 30 статьях в журналах и сборниках научных трудов , представлялись и докладывались на Российских и международных конференциях и семинарах. Основные из которых: Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий. Российская научно-практическая конференция по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании, РГППУ, Екатеринбург,1998г.; Международное университетское сотрудничество в области образования, науки и культуры. РГППУ, Екатеринбург,1998г.; Международная конференция «Новые информационные технологии и их региональное развитие» Elbrus - Нальчик. 1999г.; 24 пленум УМО по ППО – Состояние и перспективы развития профессионально-педагогического образования в России (Москва, 2002 г.), 28 пленум УМО по ППО – Дополнительное профессионально-педагогическое образование (С-Петербург, 2006г.), 29 пленум УМО по ППО– Становление многоуровневого профессионально-педагогического образования» , (Екатеринбург, 2007г.);

Научно-методический фестиваль «Окно в Германию: образование, язык, культура, экономика», КБГУ, «Дни Германии в Нальчике», Нальчик, 2009г. ;

16 Всероссийская научно-практическая конференция « Инновационные технологии 2010 в педагогике и на производстве, Екатеринбург, 2010г.;

1-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Мода и дизайн» Инновационные технологии 2010. Владикавказ, 2010г.; Российская конференция «Функционирование колледжа как единого учебно-научно-производственного комплекса», г.Москва, 2010г.; III Всероссийская конференция «Профессиональные кадры России ХХI века: опыт, проблемы, перспективы развития», Москва, 2011г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация и построение непрерывного дизайн-образования – существенный вклад в теорию и практику отечественного дизайн-образования. Предложенная модель представляет собой условие подготовки педагогических кадров в области дизайна, образовательная система которых строится на принципах преемственности, непрерывности, интегративности, многоуровневости и целостности.

2. Подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна наиболее эффективно осуществляется по многоуровневой схеме на базе образовательных комплексов. При этом создается возможность регулируемой и динамичной подготовки специалистов в рамках единого образовательного учреждения, то есть создается возможность для последовательного освоения специальности через уровни обучения: дизайнер-исполнитель по уровню начального профессионального образования, дизайнер – по уровню среднего профессионального образования, дизайнер-педагог, педагог профессионального обучения в области дизайна по уровню высшего профессионального образования. Возникают экономические преимущества за счет сокращения сроков обучения при использовании сопряженных учебных планов.

3. Проблема включения в пространство проектной культуры общеобразовательной школы может быть решена через подготовку дизайнера-педагога, которую целесообразно осуществлять в рамках направления подготовки «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство», «Педагогическое образование», «Преподавание в начальных классах».

4. Для системы дошкольного образования до настоящего времени не велась подготовка педагогических кадров в области дизайна. Между тем, включение дошкольных образовательных учреждений в реализацию дизайн-образовательной практики есть необходимый факт для приобщения детей дошкольного возраста к проектной культуре. Система СПО способна готовить дизайнеров-педагогов по педагогическим и деятельностным дизайн - траекториям. Функционально эту задачу можно выполнить в рамках углубленной подготовки по специальностям: «Дизайн» (по отраслям), «Декоративно-прикладное искусство», «Изобразительное искусство и черчение», «Дошкольное образование». Создание такой практики будет способствовать развитию творческого мышления, гуманному отношению к окружающей среде и, как следствие, стремлению к созидательной деятельности для людей, постижению этнокультурных ценностей с раннего детства.

5. Организация дополнительной педагогической подготовки в рамках специальности «Дизайн» позволяет решать проблемы формирования квалифицированных кадров для специализированных учебных заведений в области дизайна, а также для любых других специальностей из группы «Культура и искусство». В первом случае – это педагогическая деятельность, направленная на подготовку дизайнеров, во втором – педагогическая деятельность направлена на реализацию принципов дизайн-образования.

6. В изменяющихся социально-культурных условиях разработка ФГОС третьего поколения для педагогических, профессионально-педагогических, дизайнерских вузов и ссузов, основанного на компетентностном подходе, создает возможность эффективной подготовки педагогических и профессионально- педагогических кадров в области дизайна.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 401 источник и приложений.

Дизайн - необходимая составная часть образования

Я.А.Коменский в свое время утверждал, что образование должно сделать человека «знающим все вещи, искусства и языки». Сегодня мы утверждаем, что образование должно подготовить человека к жизни со всеми вытекающими из этого требования следствиями, утверждает В.М.Розин [293]. По мнению великого немецкого педагога Ф. Фребеля подготовить человека -значит включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры, в ее движение, сделать человека культурным, причем культурным способом.

А.Кробер и К.Клакхон в своем классическом труде «Культура: обзор. концепций и дефиниций» показали, что этимологическое понимание культуры - это «культивирование», «возделывание». Идея образования стоит на тех же позициях, только происходит возделывание человека путем создания для него определенных условий, обеспечивающих его развитие в культуре. Культура по утверждению А.Кробера и К.Клакхона есть - традиция и техника, язык, культ, общность, социальность, система ценностей. В контексте такой трактовки культуры можно утверждать, что образованный человек должен быть приобщен к исторической и культурной традиции, владеть языками, знаками, символами, принадлежать к определенной общности, у него должны быть сформированы культурные ценности (стремление к благу, нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам), и что, особенно важно, он должен быть включен в жизнь своего времени, во все основные институты функционирования общества, обычаи, формы жизни, проблемы и противоречия [286].

Сегодня мы утверждаем, что, образование по своей сути - есть особая форма практики. В ней происходит одновременно воспроизводство прошлого опыта и знаний и определение облика будущего общества, места человека в нем. То есть система образования должна быть трансформатором знаний и опыта прошлого в способность человека к поиску новых знаний, в способность увеличивать возможности человека удовлетворять свои потребности [207]. А школа как одна из форм существования и воспроизводства культур, создает условия, при которых культура передается от одного поколения к другому, пересоздаваясь внутри самой школы, в ее творческом организме. То есть школа, при этом, сама выступает, как образ культуры, трансформирующийся из прошлого в будущее [306].

В то же время, образование как социальный институт и пространство культуры имеет собственную внутреннюю самостоятельность, собственные закономерности развития, обуславливаемые как структурой общества и культуры в целом, так и их отношениями с системой образования, особенностями структур и механизмов функционирования этой системы [304].

Нельзя не согласиться, что в нашей стране, в настоящее время культура, а вместе с ней и образование переживают состояние затянувшего кризиса, что определяется складывающимися социально-экономическими условиями. В переходный период смены общественного строя и коренной реформации общества в целом, его экономики и культуры трудно определить доминанты и перспективы развития общества, экономики, производства. В таких условиях и системе образования сложно определить однозначно экономический и социальный заказ [281]. И, тем не менее, сегодня, многие общеобразовательные школы стремятся обрести свое лицо, создавая условия для функционирования школы, в истинном значении этого слова. Стремление школы само определиться свидетельствует о том, что процесс формирования Школы прошел этап первоначального накопления опыта и творческого потенциала и достиг той стадии, когда дальнейшая их концентрация становится затрудненной из-за невозможности удержать накопленное: энтропийный процесс превышает способность концентрации [328]. В такой ситуации, на наш взгляд, необходим переход системы общего образования в новое качественное состояние, что связано с самоопределением школы как одного из концентров проектной культуры. Сам по себе переход в новое качество предстает как проблема, требующая глубокого осмысления принципов дизайна и воплощения их в стиле мышления, в учебных программах, организации образовательного процесса и образовательного пространства, во взаимоотношениях преподавателей и учащихся [307]. Лицо Школы вырабатывается достаточно длительно, в результате взаимодействия многих обстоятельств, но на переломных этапах развития общества на первый план выдвигается концепция Школы, на основе которой создается и реализуется новый образ [281]. Прогнозы специалистов говорят о том, что в XXI веке кардинально изменится состав профессий, на которые ориентирована система образования. В соответствии с таким прогнозом в грядущей информационной цивилизации динамика профессий и специализаций ожидается столь высокой, что они будут означать нечто совсем иное, чем сегодня. Наступит время, когда образование все более будет становится образом жизни, а жизнь - непрерывным образованием, непрерывным обретением и изменением профессий и генератором этого процесса выступает творчество самого человека [307]. Отсюда следует (В.Ф.Сидоренко, В.М.Розин, Т.В.Костенко, А.Г.Устинов), во-первых, что новое образование концентрирует свое внимание на человеке, формирующем новую реальность на стыке разных предметов, разных сфер деятельности и областей знания; во-вторых, что пространство образования предстанет как пространство свободной творческой коммуникации, объемлющей все сферы деятельности по горизонтали и по вертикали; в-третьих, коммуникация в процессе творческого преобразования человеком мира неизбежно обретает проектный характер.

С другой стороны, в системе образования существовали и внутренние противоречия, которые обусловлены классическими подходами к образованию. Система образования была обращена в прошлое, ориентирована на опыт прошлого, строилась, в основном, на принципах так называемого «поддерживающего обучения», в основе которого лежали «фиксированные методы и правила, предназначаемые для того, чтобы справиться с уже известными, повторяющимися ситуациями» [207]. Наступившее время, в котором лидирующим методом построения жизненного пространства является проектная культура (дизайн), требует формирования иного инновационного образования, ориентирующего весь процесс обучения к проективной детерминации будущего, в основе чего лежит творчество[197]. В такой ситуации необходимо перенести смысловую задачу существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, на реализацию природной сущности человека творить. Тогда на любом уровне деятельности создается возможность находить множество вариантов решения поставленной задачи [307]. Это уже меняет поведение человека, появляется право выбора, возможность проявления своих нравственных позиций. Предлагаемая методология еще и гуманистична по существу, так как для окончательного выбора решения определяющими становятся духовно-нравственные критерии и оценки, позиция личности и его духовный мир. Кроме этого, выбор требует инициативы, понимания меры ответственности и риска [306].

Таким образом, перед образованием ставится новая цель - давать человеку знания не только о мире и его законах, но и методологию преобразования этого мира, в том числе, например, через создание соответствующей культуротворческой среды [347].

Теоретико-методологические основы концептуальной модели дизайн-образования

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, которая становится важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [246]. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал[198]. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование [255]. В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению («Наша новая школа»). В соответствие с таким подходом необходимости формирования инновационных образовательных систем и четкого представления о сущности, структуре и содержании подготовки педагога в области дизайна, мы обращаемся к разработке концептуальной модели дизайн-образования. Построение концептуальной модели требует обращения к моделированию исследуемого объекта. Коцептуальная модель-это модель предметной области, состоящей и перечня взаимосвязанных понятий, используемых для описания этой области деятельности, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий по типам, ситуациям, признакам заданной области и законов протекания процессов в ней (Толковый словарь по исследованию информации). То есть концептуальная модель есть некая абстрактная модель, которая определяет структуру моделируемой системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели [277]. В основу описания системы дизайн-образования заложен метод моделирования, который представляет собой воспроизведение характеристик исследуемого объекта в виде другого, специально созданного объекта -модели. Модель-это аналог явления, процесса социальной реальности, который служит для хранения знаний об оригинале, его свойствах и структуре, для преобразования и управления им (А.Н.Дахин, В.В.Краевский, В.М.Монахов, П.А.Юцевичеш, М.А.Чошанов и др.). Модель является средством познания иного объекта, а потому знания, полученные относительно модели, интерпретируются на моделируемый объект, становясь знаниями об этом объекте. Тогда, по определению В.В.Краевского, процесс моделирования есть метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно описать и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом и будущих состояниях и условиях построения и развития. В исследовании мы приняли за основу построения модели следующее определение понятия модель. Модель-это абстрактная система, которая отражает объект исследования, замещает его и создает условия, в процессе изучения, для получения новой информации об оригинале [282, 343, 381]. За основу моделирования мы принимаем педагогическую модель в виде логико-семиотических построений, которые конструируются из специальных знаков, структурных схем и символов. Разработка вопросов организации, содержания и методического обеспечения подготовки педагога в области дизайна строится на основе положений и выводов общественно-научных дисциплин, педагогических, психологических, правовых и научных исследований в области дизайн-образовательной практики, которые, в свою очередь, представляют собой результат концептуального обобщения основ философии, педагогики, психологии, социологии, дизайна и [290]. Философские основы отражают концепции о законах развития природы, человека, общества, мышления, определяют важнейшие закономерности жизнедеятельности человека. Правовые основы определяют социальные нормы поведения человека, правовые формы деятельности государства и политической системы общества, направленные на новые формы образования и воспитания подрастающего поколения. Экономические основы направлены на инвестицию финансовых и других материальных средств в развитие образования, науки, культуры, что должно способствовать развитию человека, должно сделать его образованным, профессионально подготовленным к трудовой деятельности, что позволит создавать полезный человеческий капитал, тем самым способствовать развитию производительных сил в стране [318]. Социологические основы выявляют закономерности развития и жизни общества, характер взаимоотношений людей в нем. Данные социологических исследований позволяют разрабатывать новые формы и методы педагогического взаимодействия на основе развивающейся проектной культуры, формировать новые образовательные области, способствующие развитию общества, государства[253]. Педагогические отражают концепцию педагогики о совершенствовании структуры, содержания, методов и форм обучения и воспитания в их диалектическом единстве. Психологические основы отражают закономерности развития, формы психической деятельности человека. Внедрение в образовательную практику принципов дизайна предполагает обеспечение содержания обучения и воспитания интеллектуальным, личностно-ориентированным, системным, междисциплинарным, проектно-ориентированным воздействием на ин-дивида[232]. Развитие познавательной, развивающей функции образовательного процесса, построенной на принципах дизайна, предполагает использование дифференцированного и интегрированного, личностно-ориентированного подходов к гармоничному развитию личности [290].

Дизайнерские основы представляют собой принципы нового мировоззрения, основанного на системности, междисциплинарности, проектности, интеграции разных видов деятельности для построения целостного образа. Дизайн приводит к особому качественному этапу развития проектного мышления, на котором складывается система проектирования. Известно, что про-ектность есть архетипическая черта человеческого сознания и бытия, она пронизывает все без исключения сферы его деятельности. Поэтому проект-ность определяется как особый тип и особая культура мышления, которая должна воспроизводиться в образовательном пространстве (В.Ф.Сиидоренко. Л.Б.Переверзев, В.Марголин). Потребность в развитии проектной культуры привела к необходимости создания нового типа образования, новой образовательной педагогической системы - дизайн-образования. Дизайн-образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Появление дизайн-образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования, как принцип организации, принцип формирования проектно-ориентированного, системного, междисциплинарного мышления (Л.А.Кузьмичев, М.А.Коськов, Т.В.Костенко, В.П.Климов).

Особенности формирования образовательной программы: содержание общепрофессиональных и отраслевых дисциплин

Исследования в области теории и методики профессионального образования показывают, что проектирование системы подготовки специалиста должно быть ориентировано на учет специфики его будущей профессиональной деятельности и условий, в которых она реализуется. Построение социально-ориентированной экономики в России требует рассмотрения профессиональной деятельности специалиста в контексте социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, интегрированного в понятиях общей и профессиональной культуры. Выступая субъектом культуры, специалист является ее носителем, поскольку результаты его деятельности ложатся в основу социально-значимого опыта [249]. Таким образом, в процессе организации профессиональной подготовки педагога в области дизайна необходимо акцентировать внимание на формирование высокого уровня профессиональной культуры специалиста, развитие потребностей в постоянном профессиональном самосовершенствовании, что выступает гарантом успешности и эффективности деятельности в условиях современной конкурентной среды. Согласно теоретическим положениям, предложенным Молотковой Н.В., концептуальной и дидактической модели дизайн-образования, определяющих методологию проектирования системы профессиональной подготовки специалиста, методическая система подготовки педагога в области дизайна, строится как открытая динамичная структура, способная к саморазвитию, что обеспечивается реализацией требований системного и личностно-деятельностного подходов. Синергетический эффект достигается за счет способности обеспечить гибкость организационной структуры управления, ориентированность на реализацию современных образовательных парадигм и достижения науки, техники и технологии. Открытость, гибкость и мобильность методической системы подготовки педагога в области дизайна обеспечиваются: структурой и содержанием подготовки; постоянной модернизацией средств и технологий обучения; спецификой организации и содержания самостоятельной работы обучающихся; открытостью профессионально ориентированной образовательной среды, обеспечивающей формирование положительной мотивации и развитие познавательной активности обучающихся.

Динамичный характер развития сферы дизайна и модернизация педагогической системы, обусловленная интеграцией России в мировое образовательное и экономическое пространство, влечет за собой изменение подходов к формированию содержания, методов и средств профессиональной подготовки в области дизайн-образовательной практики. На основе исследований в области методологии организации профессиональной подготовки (Молоткова Н.В., Солопова Н.К., Денисова А.Л. и др.) внедрение методической системы подготовки педагога в области дизайна должна быть ориентирована на следующие методические принципы: - целостности и системности (выработка общих подходов к отбору содержания подготовки и формированию информационной основы деятельности на каждом этапе подготовки в рамках единой образовательной системы); - цикличности (адекватность организации учебно-познавательной деятельности обучающихся процессу познания в науке и логике овладения специальностью); - открытости и динамичности (обеспечение адекватности и релевантности профессионально ориентированной образовательной среды подготовки целевым установкам процесса формирования профессиональной культуры специалиста); - непрерывности и поступательности (обеспечение неразрывности и последовательности процесса формирования профессиональной культуры, от адаптивного до креативного уровня, обеспечивающегося сочетанием организационных форм обучения с самообразованием); - самоактуализации (активизация процессов профессионального развития специалиста в условиях профессиональной подготовки); - полифункциональности (формирование профессиональных компе тенций специалиста средствами профессиональной подготовки). Методические основы отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки специалиста определяются с учетом тенденций формирования единого информационного пространства, структуры потребностей дизайн-образовательной практики и отражают логику овладения специальностью. При этом, методическая система должна обладать способностью реагировать на изменения внешней среды, связанные с процессами государственного регулирования образовательной системы, развития социально-экономической компоненты социума, интеграции деятельности. На основе приведенных принципов и концептуальных основ дизайн-образования в рамках специальности 030500.04 Профессиональное обучение (дизайн) были определены требования к профессиональной подготовке профессионального педагога в области дизайна. Педагог профессионального обучения должен: иметь представление: - о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; - о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях и социальных факторах развития; - о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; - о научных методах познания произведений искусства; - о специфике и сущности различных видов искусства; -о современном состоянии, тенденциях и перспективах развития дизайнерского проектирования; -о структуре и организации различных видов производств в дизайнерской деятельности; - о законодательной и финансовой базе предпринимательства в дизайнерской деятельности; - о системе подготовки кадров в профессиональном образовании; быть способен: - самостоятельно работать с технической и справочной литературой; - адаптировать методические разработки к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях; - проводить проектно-технологический анализ объектов дизайна; - участвовать в разработке технологических процессов изготовления отдельных видов дизайнерской продукции; - проводить организационно-экономические разработки; - выбирать средства и методы авторского надзора за реализацией проектного решения; - разрабатывать систему управления качеством проектной деятельности; -организовывать и контролировать технологический процесс и процесс проектирования в учебно-производственной мастерской и на производстве; знать и уметь использовать: - изображать окружающую предметно пространственную среду; - применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия; - выполнять необходимые предпроектные исследования; - владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом; - владеть изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования.

Подготовка дизайнера-педагога для основной общеобразовательной школы

Такие интегративные траектории можно выстраивать для большого спектра специальностей из группы «Культура и искусство».

В настоящее время, когда для профессионального образования любого. уровня и общеобразовательной школы реализуется новое поколение ФГОС, подходы к формированию программ подготовки дизайнера-педагога меняются. Необходимо, чтобы подготовка дизайнера-педагога для каждого уровня обучения соответствовала целям, задачам и содержанию обучения соответствующего образовательного уровня. В такой ситуации нами принято, что подготовка дизайнера-педагога для основной общей школы в условиях функционирования нового поколения стандартов, будет наиболее целесообразно осуществляться на базе специальностей СПО: «Дизайн», «Изобразительное искусство и черчение». Основная образовательная программа основного общего образования, в соответствии с ФГОС нового поколения, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [77]. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития универсальных учебных действий, которая должна быть направлена, в том числе, на: повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности; формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы [77].

При этом программа должна обеспечивать у обучающихся: способности к саморазвитию и самосовершенствованию; возможность формирования личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.); овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности [77].

В соответствии с ФГОС педагогическая деятельность дизайнера-педагога в основной общей школе может быть направлена на изучение предметной области «Технология».

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда [77]. С учетом поставленных задач, нами разработан профессиональный модуль «Педагогическая подготовка» образовательной программы подготовки, в котором представлено содержание подготовки дизайнера-педагога для основной общеобразовательной школы. Образовательная программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ФГОС по специальностям СПО «Дизайн» (по отраслям), ФГОС по направлению подготовки «Педагогическое образование»[70, 75, 73,74].

Похожие диссертации на Дизайн-образование : структура, содержание и методы реализации

Дизайн и образование проблемы 786
Часть II 118
Диссертация на тему «
Часть II 683
Актуальные
Часть II 18
Часть II 1
Часть II 49
Часть II 98
Часть II 89
Часть II 77
Часть II 19
Часть II 30

Похожие статьи