Схема анализа образовательной системы

Схема анализа образовательной системы

1.2. Анализ сильных и слабых сторон образовательной системы школы

Анализ сильных и слабых сторон образовательной системы школы был проведен на основе SWOT - анализа. В анализ были включены следующие индикаторы, заложенные в образовательные стандарты второго поколения:

  • условия развития различных компетенций;

  • условия для самореализации личности;

  • условия формирования у учащихся навыков здорового образа жизни;

  • условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению.

Внутренние условия развития школы.

В качестве ведущих групп факторов предлагаются для анализа следующие:

  • реализуемые образовательные программы;

  • педагогические технологии;

  • востребованность дополнительных образовательных услуг;

  • организационная структура образовательного учреждения;

  • структура управления образовательным учреждением;

  • организационный климат образовательного учреждения;

  • материально-техническое оснащение учебного процесса.

Анализ внутренних условий предполагает учет следующих факторов:

  • правовой статус образовательного учреждения, тип ОУ;

  • отношение учащихся к школе, школьной жизни, учет своего психофизического состояния;

  • приоритеты профессиональной деятельности педагогического коллектива школы;

  • социальные ожидания родителей к деятельности образовательного учреждения;

  • эффективность управления образовательным учреждением, приоритетный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе путем исследования организационной культуры образовательного учреждения, анализа Устава школы, коллективного договора, положения личных дел сотрудников, материалов к аттестации сотрудников школы, аттестации и аккредитации образовательного учреждения;

  • адекватность используемых педагогических технологий содержанию образования, психологическим особенностям учащихся;

  • материально-техническая база школы, оптимизация ресурсов.

Результаты анализа:

Показатель

Характеристика

Возможности

Риски

Правовой статус образовательного учреждения

Некоммерческая организация, имеющая имущество на праве оперативного управления, отвечающая по своим обязательствам только денежными средствами, осуществляющая образовательную деятельность, действующая на основании Устава

Ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с целями образовательного учреждения, изменение организационно-правового статуса на бюджетное учреждение.

Ограничение видов сделок, которые может заключать образовательное учреждение. Казначейская система исполнения бюджета не позволяет оперативно расходовать средства.

Тип образовательного учреждения. Режим работы.

Общеобразовательная школа

Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели 1-4 классы, 6-тидневной недели 5-11 классы Режим работы с 9.00 до 14.00

Обучение в 1 смену Продолжительность уроков 40 мин.

Реализации программ разноуровневого обучения, создание системы дополнительного образования, ориентированной на региональный рынок труда

Может быть затруднено формирование имиджа школы, что может привести к уменьшению количества учащихся в сфере дополнительного образования и в школе

Педагогический коллектив

Стабильный,

средний возраст 49 лет

Сохранение традиций, наращивание педагогического мастерства

Старение коллектива

Готовность внедрять инновации

Возможность быстро реагировать на изменение образовательного заказа, быстро осуществлять перенос достижений теории в практику, выявление и адекватная реакция на изменение внутренней среды образовательной организации

Внедрение инноваций, диапазон неблагоприятных последствий, «усталость» от перемен, отсутствие опыта

Базовые профессиональные ценности педагогического коллектива: добросовестность, качество профессиональной деятельности,

конкурентоспособность учеников.

Поиск и внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся

Возможно рассогласование деятельности педагогического коллектива при достижении таких приоритетов, как здоровье и конкурентоспособность учащихся. Кроме этого возможен конфликт ценностей Федеральной целевой программы и традиций преподавания части учителей

Контингент учащихся

В качестве объективной сложности можно отметить прогнозируемый демографический спад количества выпускников к 2015 году.

Преемственность традиций, установление тесных связей внутри детского коллектива, общие, разделяемые большинством цели, способы деятельности, стиль взаимоотношений

Доминирующий тип конфликтов – ценностный, наиболее трудный в разрешении

Наличие детей с особыми образовательными запросами и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Формирование толерантности, эмпатии, духа товарищества в детском коллективе

Возможность возникновения конфликтов в связи с разными критериями оценивания, утраты единства детского коллектива

Низкий уровень конфликтности, тревожности учащихся

Предпосылка для развития творческого потенциала школьников

Несформированность умения поведения в конфликтной ситуации.

Высокая социальная активность учащихся

Развитие ученического самоуправления, детских организаций в школе и создание предпосылок для социальной мобильности выпускника;

позиционирование школы на уровне района, города

Возможность перехода талантливых учеников в иные, обладающие более высоким статусом, образовательные учреждения

Средний уровень обученности

Низкая конкурентоспособность выпускников, средний процент поступления в вузы на очную бюджетную форму обучения

Преобладание стереотипов в выборе уровня образования Нацеленность на ВУЗы создает проблемы с реализацией себя на региональном рынке труда

Родительский коллектив

Мотив выбора образовательного учреждения: положительный образ школы, основанный на личном опыте выпускника этой школы

Изначальная положительная мотивация родителей к участию в деятельности школы

Рассогласование «идеального» образа, сложившегося у родителей, и реальной образовательной среды

может привести к конфликту

Преобладают полные семьи,

родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее профессиональное образование, достаточно большой процент семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Значительная часть детей находится в трудной жизненной ситуации, нуждается в особых мерах социальной защиты.

Родители не могут содействовать развитию и удовлетворению образовательных и культурных запросов учащихся.

Объединение целей образования и воспитания детей, как со стороны родителей, так и педагогического коллектива

Завышенные требования родителей к образовательным результатам, достигаемым их ребенком

Средняя активность родительского коллектива

Развитие общественного управления в образовательном учреждении (родительский комитет)

При возникновении конфликтных, эмоционально напряженных ситуаций родители могут выбирать стратегии поведения, наносящие урон имиджу школы (решение вопроса необоснованно выносится за пределы школы)

Управление образовательным учреждением

Демократический стиль управления. Существуют предпосылки для развития государственно-общественного управления и ученического самоуправления, развитая организационная культура, характеризующаяся выраженными, разделяемыми большинством участников образовательного процесса целями, ценностными ориентациями, предпочитаемыми способами деятельности

Высокий уровень психологической комфортности. Дружественная атмосфера создает предпосылки внедрению инноваций, творческому росту участников образовательного процесса. Согласованность действий при достижении поставленных целей

Стереотипизация профессионального поведения, высокая устойчивость к нововведениям за счет ориентации на ранее оправдавшие себя способы деятельности, вероятность ориентации на процесс, а не на результат, сложность принятия решений в связи с длительностью их согласования.

Реализуемые педагогические технологии

Освоение новых педагогических технологий реализуется в рамках системы повышения квалификации педагогического коллектива.

Преобладают диалогические педтехнологии, широко внедряются инновационные педтехнологии, способствующие развитию критического мышления, навыков анализа и синтеза, ориентированные на развитие аналитической деятельности учащихся.

Слабо используются информационно-коммуникационные технологии

Реализация в учебном процессе здоровьесберега-ющих технологий, информационно-коммуникационных, а также технологий личностно-ориентированного обучения, что способствует устойчивости отсроченных результатов обучения.

Гуманитарная ценностно-смысловая направленность технологий, диалогические педтехнологии определяют формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Преимущественная направленность на развитие творческого потенциала учащихся

Неготовность части педагогического коллектива к использованию информационно-коммуникационных технологий.

Данные технологии преимущественно ориентированы на анализ информации и презентацию полученных результатов, а не на поиск информации, являющийся составляющей исследовательской деятельности учащихся.

Неполная готовность педколлектива к оценке результативности своего труда в условиях отраслевой системы оплаты труда

Материально-техническое оснащение учебного процесса

Оптимизация ресурсов.

Целенаправленное обеспечение процесса обучения комфортным условиями обучения - своевременный ремонт, необходимая техника, обучение персонала.

Загруженность учебных помещений оптимальна как в школе полного дня

Использование компьютеров недостаточно эффективно, 33 учащихся на 1 компьютер, выход в Интернет не везде

Оснащение образовательного процесса достаточным количеством необходимого оснащения (телевизоры, проекторы, компьютеры), дидактическими материалами, интерактивными досками.

Создание условий для развития ИКТ.

Оптимальное использование мастерских для трудовой практики

Неиспользование техники и методических пособий на уроках. «Боязнь» технических устройств и, как следствие, отставание от опыта и возможностей детей

Используемая технология позволила выявить следующие проблемы:

  1. Приоритет отметки над знаниями у большей части обучающихся и их родителей.

  2. Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогического состава для внедрения государственных стандартов второго поколения.

  3. Недостаточно продуманная система работы по развитию учебных способностей у учащихся с низкими стартовыми возможностями.

  4. Организация образовательного процесса не всегда соответствуют требованиям полномасштабного внедрения информационно – коммуникационных технологий в процесс обучения.

Исходя из полученных данных, были разработаны такие предупреждающие действия, как:

  • создание системы повышения квалификации учителей школы по вопросам внедрения образовательных стандартов второго поколения;

  • разработка программы развития образовательной системы школы, в которой должны быть определены пути по устранению выявленных проблем;

  • разработка и внедрение локальных актов, необходимых для успешного функционирования образовательного учреждения.

  1. Анализ состояния образовательной системы школы. Портфолио

В школе сложилась система воспитательной работы, имеется Концепция создания воспитательной системы школы «Создание единого воспитательного пространства в классе, школе, микрорайоне». Система воспитательной деятельности школы реализуется через Программу воспитания школьников профессора Н.Е. Щурковой и школьную комплексную социально-досуговую и организационно-деятельностную программу «По ступенькам взросления», которая включает в воспитательное пространство все сферы жизни обучающихся по направлениям развития личности: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Многоступенчатость программы позволяет строить работу с учётом ведущих видов деятельности, актуальных зон воспитания. В планах работы классных руководителей просматривается конкретизация программных положений, инструментарий их выполнения.

Ученическое самоуправление представлено выборными органами: Совет старшеклассников, объединяющий учащихся 9-11 классов, и Совет дела (5-8 классы) существуют в школе с 1993 года и имеют свою структуру, законы и традиции, положение и план работы. Насчитывает 111 активистов, входящих в органы самоуправления, что составляет 11% от общего числа учащихся 5-11 классов (вСовете старшеклассников 30 учащихся, в Совете дела – 45 учащихся).

Сформировано разновозрастное общественное детское объединение «Детство без границ» (658 чел.), которое имеет свои традиции и законы. Объединение работает на основе программы программы деятельности «Найди свою дорогу». Приоритетные направления деятельности объединения: нравственно-патриотическое воспитание школьников, развитие творческих способностей детей, сохранение здоровья.

Результатом деятельности ДОО является включенность участия членов ДОО «Детство без границ» в районные, областные , Всероссийские фестивали, конкурсы, которая подтверждается высокими результатами: победители и дипломанты Международного экологического форума «Зелёная планета-2008» «Зелёная планета-2009», «Зелёная планета-2010», (номинации «Литературное творчество», научно-исследовательские проекты, «Зелёная планета глазами детей»), ежегодные победители в Международном фестивале «Детство без границ»: дипломанты конкурса презентаций «Моя детская организация» (2008 г), победители конкурса детской социальной рекламы «Планета детства» (2008 г). В 2008 г. на базе школы создана волонтёрская группа «Друзья». Целью работы волонтерской группы является формирование здорового жизненного стиля у подростков; ориентация их на позитивные социальные и личностные ценности.

.

Охват обучающихся различными формами социально-досуговой деятельности на базе школы, коллективными творческими делами составляет 100%, более 50% учащихся являются активными организаторами социально-значимых дел.

Воспитательная работа является системой, а не формальным набором внеурочных мероприятий. Об этом свидетельствуют воспитательные программы, направленные на различные группы обучающихся, наличие Центра дополнительного образования и музейного центра как системообразующего звена организации дополнительного образования, наличие социально-психологической службы, школьных традиций и обычаев. Материально-техническое обеспечение регулярных воспитывающих мероприятий соответствует целям и задачам воспитательной деятельности школы, требованиям СанПиНа.

Администрация тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики. Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ПДН деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. За истекший период была проведена большая просветительская работа. Администрация школы, педагогический коллектив много лет тесно взаимодействуют с различными ведомствами системы профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

По решению проблемы проводилась работа по направлениям: пропаганда ЗОЖ – через программу «Полезные привычки», спортивные массовые мероприятия, лектории по ЗОЖ с привлечением специалистов. Специалистами СПС школы в данном направлении проведены классные часы, беседы, круглые столы, диспуты. Основной причиной рассмотрения на КДН и ЗП и постановки на профилактический учёт в годах является невыполнение родительских обязанностей -35%. В школе отсутствуют учащиеся, условно осужденные, состоящие на учёте за употребление ПАВ, больные наркоманией. Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 2-11 классов за последние три года констатирует стабильность показателей в работе по данному направлению. Анализ деятельности классных руководителей за 3 года показал, что классные руководители стали чаще применять диагностические методы, разнообразили формы работы с детьми. Включённость родителей в учебно-воспитательный процесс составляет от 85% (1 ступень) до 65 % (2 ступень), в среднем составляет 70%, в общешкольном родительском комитете – 15 родителей, а в классных родительских комитетах – родителей.

Включённость обучающихся в общешкольные воспитательные мероприятия составляет 100%, результативность участия – 90%. Творческие объединения, отдельные воспитанники, педагоги дополнительного образования, классные руководители постоянно принимают участие в различных конкурсах. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется на основе перспективного годового плана работы по всем направлениям деятельности. Работа психолого-педагогического сопровождения обучающихся осуществляется по традиционным направлениям.

Коррекционно-развивающая работа представлена различными видами взаимодействия: тренинги, коррекционно-развивающие занятия, обучающие встречи. На протяжении последних трех лет педагогом – психологом охвачено коррекционно – развивающей работой % учащихся. Большое внимание уделяется предупреждению социально-психологической дезадаптации. Положительная динамика адаптации школьников за 3 года связана с проведением в начале учебного года тренинговых занятий, родительских собраний, консультаций родителей и педагогов с целью адаптации учащихся к новой социальной среде в 1, 5, 10 классах. Специалистами службы проводится значительная работа по социально-психологическому просвещению родителей. В работе используются разные формы просвещения: родительские собрания с элементами тренинга, круглые столы, сообщения-беседы, лектории. Ежегодно обновляется материал «Психологические рекомендации для родителей» на информационных стендах, разрабатываются памятки с психологическими рекомендациями.

Система дополнительного образования школы направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области дополнительного образования детей, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детей, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Содержание дополнительного образования определяется образовательной программой школы, учебным планом дополнительного образования, а также дополнительными образовательными программами творческих объединений. Учебный план отражает вариативность и разноуровневый характер дополнительного образования, предусматривает дифференцированный подход к воспитанникам и соответствует требованиям к регламентации организации дополнительного образования в школе.

Дополнительное образование МОУ СОШ организует и осуществляет свою деятельность по следующим направленностям:

  • физкультурно-спортивная;

  • туристско-краеведческая;

  • социально-педагогическая;

  • естественно-научная;

  • художественно-эстетическая;

  • культурологическая;

  • научно-техническая;

  • эколого-биологическая;

  • военно-патриотическая.

Организована деятельность по направлениям. При этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы и формы организации занятий с учетом деятельностного подхода: метод проектной деятельности, технологии игрового обучения, воспитания, духовной культуры личности, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др., групповые теоретические и практические занятия, индивидуальная работа с обучающимися.

Схема анализа образовательной системы
Схема анализа образовательной системы

Общая Схема анализа образовательной системы
Общая Схема анализа образовательной системы

1 2 анализ сильных и слабых сторон Схема анализа образовательной системы
1 2 анализ сильных и слабых сторон Схема анализа образовательной системы

Диссертация на тему «Информационные образовательные Схема анализа образовательной системы
Диссертация на тему «Информационные образовательные Схема анализа образовательной системы

Схема анализа образовательной системы Примерная
Схема анализа образовательной системы Примерная

Схема анализа образовательной системы Образец
Схема анализа образовательной системы Образец

Схема анализа образовательной системы Модель внутренней
Схема анализа образовательной системы Модель внутренней

Похожие статьи